Проходят мытарства и души святых, угодивших Богу своею благочестивою жизнью. Но они покрываются благодатию Божиею и проходят воздушные мытарства с необыкновенною быстротою и великою славою. Их возносит на небо Святой Дух, Который во время их земного странствования непрестанно внушал им желание разлучиться от тела и быть со Христом (Фил. 1, 23).
О Марке Фраческом говорится, что он прошел поднебесную, как молния, в течение одного часа ("Четьи-Минеи", 5 апреля, также см. стр. 88).
Самое подробное повествование о прохождении мытарств можно читать в житии преп. Василия Нового ("Четьи-Минеи", 26 марта, также стр. 160).
Когда скончался преподобный Макарий Великий, демоны выстроились рядами на своих мытарствах, чтобы созерцать шествие духоносной души. Она начала возноситься. Темные духи, далеко стоя от нее, кричали с мытарств своих: "О, Макарий! Какой славы ты сподобился!". Смиренномудрый муж отвечал им: "Нет! Еще боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе!". С других, высших, мытарств опять кричали воздушные власти: "Точно, ты избежал нас, Макарий!" - "Нет, - отвечал он, - я еще нуждаюсь в бегстве". Когда же он вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: "Точно, избежал ты нас, Макарий!". Он отвечал им: "Ограждаемый силою моего Христа, я избежал ваших козней" ("Скитский Патерик").
В житии св. Антония Великого находим следующее повествование. Однажды перед вкушением пищи около девятого часа, встав помолиться, св. Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его по воздуху, в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Путеводители Антониевы сопротивлялись им, требовали отчета, не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности перед ними, но так как обвинители не могли ни в чем уличить его, то свободен и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как бы возвращается и входит сам в себя, и снова делается прежним Антонием. Св. Антоний удивился, увидев, со сколь многими врагами предстоит нам брань, и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в сем именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушныя (Еф. 2, 2), ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по нему (то есть по воздуху), покушается преграждать им путь. Почему наипаче и советовал Апостол: Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф. 6, 13), чтобы посрамился враг, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит. 2, 8). (Из Жития св. Антония Великого).
Преподобный Зосима, соловецкий подвижник, прошел мытарства в десять дней: явившись после смерти своей в десятый день ученику своему Даниилу, он сказал, что прошел все мытарства и вошел в лик преподобных ("Четьи-Минеи", 12 апреля).
О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении Церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое - потому не открыто, что не нужно; что излишне для нас в настоящей жизни, а также потому, что осталось бы непонятным, невместимым. Святой апостол Павел, при земной еще жизни удостоившийся проникнуть в тайны будущей, когда восхищен был в рай, сказал, что слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4).
Православная Церковь учит, что душа человека по разлучении с телом приводится к Богу на суд, который, в отличие от. всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью не вечность, как суд последний, а только время до всеобщего воскресения. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из Священного Писания. Апостол Павел сказал: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти тотчас следует известное решение участи, смотря по делам умершего, следовательно, происходит суд. Несомненная действительность такого суда вытекает еще как из понятия о земной жизни, поприще испытания, так и из понятия о Боге, Творце, Судии и Мздовоздаятеле нашем; потому и говорит сын Сирахов, приводя верование Церкви ветхозаветной: Яко удобно есть пред Богом, в день смерти воздати человеку по делом его (Сир. 11,26).
Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. По слоям поднебесной, от самого неба стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведует особым видом греха и истязует в нем душу, когда душа достигает этого отделения. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в Отеческих писаниях мытарствами.
Это учение о мытарствах, изложенное св. Кириллом Александрийским, существовало в Церкви и прежде св. Кирилла и после - во все последующие века.
Отсюда очевидно, что мытарства - это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо Сам Господь Иисус посредством Ангелов, допуская к тому и клеветников братии наших (Откр. 12, 10), злых духов, - суд, на котором припоминаются душе и безпристрастно оцениваются пред нею все ее дела, и после которого определяется ей известная участь.
О состоянии праведных душ до всеобщего суда так говорит Священное Писание: во-первых, они вслед за исходом награждаются за подвиги жизни земной блаженством; так, праведный Лазарь тотчас по смерти отнесен был на лоно Авраама, и на кресте покаявшемуся разбойнику сказал Господь: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 16, 19-22; 23, 43). Во-вторых, они будут наслаждаться покоем и свободою от скорбей и страданий, находиться в общении с праведниками и Ангелами, и служить Богу хвалебным славословием и молитвенным ходатайством о живущих на земле. Но это состояние еще не есть состояние окончательное. Полная слава и блаженство каждого, по его заслугам, последует только после всеобщего суда, когда приидет Господь в назначенный день и объявит суд решительный, которого приговоры никогда не переменятся.
О состоянии душ грешных открыто, что они удалены от лица Божия, заключены в темницу падших духов, или в ад - место темное и мучительное, сознают и чувствуют потерю блаженства, чувствуют упреки совести и напрасно стараются сами улучшить свое бедственное положение (Лк. 16, 24-31).
Но неодинаково будет состояние их, а соответственно нравственному состоянию каждой отдельной души. И опять, это состояние их не есть решенное навсегда и окончательное, а переходное - для одних в ожесточение и вечную нераскаянность во зле, а для других - в упование на помилование от Бога и жизнь вечную.
Молитва, по учению Писания, может оказывать влияние и на мир отшедших от нас душ, простирает свою силу и на область ада. Мы привели выше слова Апостольские о грехе смертном; и Спаситель сказал, что есть грех, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32). Следовательно, как есть грех смертный, о котором безполезно и молиться, который не простится ни в настоящей, ни в будущей жизни, так есть грехи не смертные, о которых молитва может быть вполне благоплодна.
Category:
ПРАВОСЛАВИЕ
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response.
0 Responses